История развития автоцистерн в России

Цистерна сегодня кажется настолько органичным и естественным способом транспортировки различных жидких и сыпучих грузов, потому трудно поверить, что данная конструкция прошла сложный процесс эволюции. В этой статье мы рассмотрим исторический путь цистерн в РФ и проследим, как простая деревянная бочка постепенно превратилась в современные безопасные транспортные решения.

Начало развития автоцистерн: царская Россия

Формирование прообраза автоцистерн можно датировать еще XVIII веком, когда появились специализированные повозки, оборудованные крупногабаритными деревянными бочками. Такая конструкция использовалась для перевозки преимущественно пищевых продуктов: воды, молока, вина, растительного масла. Чуть позже решение стало также использоваться для керосина, который использовался как топливо для ламп и примусов для приготовления пищи.

Весьма своеобразным способом применения первых деревянных автоцистерн была доставка живых осетров в бочках к столу императора Петра Первого. Рыба проделывала в бочках длительный путь, который занимал несколько недель. Осетров даже подкармливали в ходе этого путешествия.

Значительный рывок в формировании образа автоцистерны произошел по мере того, как начал развиваться российский рынок автомобилей. Появление первых автомобилей привело к началу настоящей промышленной революции, и внезапно возникла потребность в доставке нового продукта, о котором ранее вообще мало что было известно, — автомобильного топлива. Поэтому уже в начале ХХ века в России появились первые топливозаправщики. Это были грузовики на немецких шасси Мерседес и Бюссинг, оборудованные металлическими цистернами.

Переход к промышленному изготовления автоцистерн

По мере отдаления СССР от «буржуазного» мира, возникла потребность в собственных автозаправщиках. С Мерседесов перебрались на шасси отечественного производства: АМО-3, ГАЗ-АА, Я-3. Однако во всех случаях это еще не были промышленно изготавливаемые топливозаправщики, а всего лишь адаптированные под перевозку цистерн шасси грузовиков. Во многих даже сохранялся деревянный борт, на который устанавливалась цистерна (что, конечно же, было вопиющим нарушением правил пожарной безопасности, и даже надпись «ОГНЕОПАСНО» на борту большими буквами не помогала снивелировать этот риск).

Настоящая революция произошла в 41-ом году, когда Ленинградский завод «Промет» начал серийное производство автоцистерн на базе шасси ЗИС-5В, которые имели емкость 3000 литров. Важная особенность новинки – наличие специализированного технического оснащения:

  • Наливная горловина с защитой от взрыва паров.
  • Фильтр для очистки жидкости, проходящей через центральный сливной узел.
  • Спускной трубопровод с предохранителем.

Эти автомобили, к слову, широко применялись не только для доставки автомобильного топлива, но и для развозки керосина по России. Так как газификация завершилась только к 70-м годам, во многих российских населенных пунктах с таких автомобилей долгое время велась розничная продажа керосина: люди приходили за ним так же, как долгое время ходили за молоком. Наливали прямо через сливной узел в небольшие канистры и банки.

Следующая важная новинка от завода «Промет», ЯГ-10, обладала цистерной объемом 8000 литров и снабжалась дополнительной фурнитурой. В частности, была предусмотрена поплавковая система индикация степени наполнения и дополнительные системы для безопасности.

Великая Отечественная Война: локомотив эволюции цистерн

Войны всегда были локомотивами прогресса, а такой крупный конфликт как ВОВ стал мощным импульсом для развития автоцистерн. В полный рост стала проблема снабжения топливом всех видов техники: самолетов, танков и т.п.

Чтобы удовлетворить растущие потребности началось экстренное производство упрощенных решений на базе шасси ГАЗ-ММ и ЗИС-5В. Долгое время объем автоцистерн оставался недопустимо маленьким: в большинстве случаев не более 3000 литров.

На протяжении практически всей войны армия СССР терпела нехватку топлива из-за недостачи автоцистерн, и ситуация наладилась только к 1945 году. Тем не менее, война дала мощный импульс, за счет которого объемы выпуска данного вида транспорта продолжали расти вплоть до 1960-х годов. В частности, появились автозаправщики на базе шасси УРАЛ-355М, а также знаменитые АЦ-4-150 и АЦ-8-200 (на базе МАЗ-200).



Цистерна

Дальнейшее развитие: увеличиваем объем и безопасность

Последующая эволюция шла достаточно плавно: появлялись новые цистерны на базе шасси ЗИЛ-130, МАЗ-5334, КамАЗ-5320. Основные векторы улучшения оборудования:

  • Увеличение объема. От изначальных 3 – 5 тыс. литров удалось перейти к промышленному стандарту в 8000 литров, а затем довести и до 10 тыс. литров.
  • Повышение безопасности. Применялись новые технологические решения, исключающие утечки топлива, разгерметизацию, взрывы и возгорания на разных этапах эксплуатации.
  • Улучшение ходовых характеристик автомобилей.

Двигаясь по данному вектору, автоцистерны достигли текущего уровня развития.

Танк-контейнеры: новый этап эволюции

В завершение следует отметить, что наиболее актуальным решением для перевозки автоцистерн в России являются танк-контейнеры. Это универсальные ISO-контейнеры, в каркасе которых встроена полноценная цистерна. Данное решение делает груз полностью универсальным, упрощает мультимодальные перевозки и делает все логистические решения намного проще. Поэтому танк-контейнер, погруженный на автомобильный тягач, можно уверенно называть нынешней вершиной эволюции автоцистерны.



Цистерна