Основные требования к вагонам с опасными грузами

Железнодорожные вагоны для перевозки опасных грузов должны отвечать ряду внутригосударственных и международных норм. Если речь идет о транспортировке по России, необходимо соблюдать Правила, утвержденные Постановлением №50 Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 с изменениями 20.06.2002 и стандарты ДОПОГ, внедренные в России в соответствии с инициативой ООН.



вагоны с опасными грузами

Ключевые требования к вагонам для опасных грузов

В соответствии с действующими нормами подвижный состав, применяемый для транспортировки опасных грузов, должен отвечать следующим требованиям:

  • Изоляция груза от внешней среды в соответствии с действующими нормами и особенностями веществ, представляющих опасность. К примеру, для некоторых веществ достаточно просто крытых вагонов, а некоторые нуждаются в использовании герметично закрытых цистерн с дополнительными внутренними защитными прослойками.
  • Конструкция механизмов погрузки-разгрузки должна учитывать требования к вагонам для перевозки опасных грузов. Многие жидкие опасные грузы могут перевозиться только в цистернах без нижнего сливного механизма.
  • В случае размещения грузов, представляющих опасность, в контейнерах или крытых вагонах, обязательным является крепление в соответствии с действующими техническими регламентами. Крепежный материал подбирается с учетом химических свойств перемещаемых веществ и должен быть устойчив к их воздействию.
  • На борту вагона должна крепиться табличка с маркировкой в соответствии с ДОПОГ, а именно – графический знак, обозначающий класс опасного вещества, а также код опасности по классификации ООН на стандартной табличке оранжевого цвета.
  • Конструкция тары должна учитывать противопожарные требования. Так, вагоны с опасными грузами класса 1 – 4, которые представляют повышенный риск взрыва и воспламенения, должны отвечать целому ряду противопожарных норм как по конструкции, так и по состоянию подвижного состава.

Эксплуатационные требования к вагонам

В процессе эксплуатации должны соблюдаться определенные условия оборота вагонов, предназначенных для данного вида грузов.

  • Перед каждой погрузкой подвижной состав обязательно должен проходить тщательную очистку от остатков веществ после предыдущих рейсов. Опасные вещества могут загружаться только в чистую тару. Поэтому перед тем, как подавать их на погрузку, выполняются необходимые мероприятия.
  • До погрузки необходимо проведение осмотра и проверки пригодности тары для соответствующего вида груза. На площадке отправителя должным образом проводится осмотр специализированной тары с целью определения пригодности. Перед каждой погрузкой проводится осмотр с занесением результатов в соответствующий журнал. Загрузка и транспортирование вредных веществ без осмотра недопустимы.
  • После транспортировки ядовитых и едких веществ требуется провести немедленную промывку и обезвреживание вагона после разгрузки. Ответственность за проведение этих работ ложится на получателя груза.
  • Пустые вагоны, предназначенные для опасных грузов, перемещаются по железной дороге без установки на них предупреждающих знаков и прочих отметок, указывающих на наличие опасности. Соответствующие знаки снимаются перед отправкой порожних вагонов.
  • Если применяются танк-контейнеры, которые могут перемещаться с платформ поезда на грузовой автомобильный транспорт, к их перевозке применяются не только железнодорожные правила, но и регуляции по перевозке опасных грузов по автомобильным дорогам. Однако, маркировка универсальна, поэтому существенных отличий нет.

Соблюдение перечисленных правил помогает сделать транспортирование вредных и опасных веществ менее рискованным процессом.