Особенности доставки грузов морскими судами

Несмотря на стремительное развитие авиационных грузоперевозок, доставка груза судном по морю до сих пор является наиболее активно используемым каналом международной торговли. Особенно актуальна грузоперевозка с помощью морских судов для крупных партий, когда один сухогруз пост-панамского класса может доставить до 13 тысяч контейнерных юнитов, а самые крупные суда CSCL доставляют более 21 тыс. юнитов.



Аренда танк-контейнеров EXSIF

Ключевые особенности грузоперевозки морем

Условно выделяют два типа судоходства: линейное и трамповое, или «дикого плавания». Подавляющее большинство грузов доставляются линейными судами, то есть кораблями, которые курсируют по установленным рейсам, связывая один или несколько портов. В свою очередь грузовые суда «бродячего фрахта» нанимаются на выполнение отдельных нерегулярных рейсов, их применение связано с повышенными рисками. В данной статье мы рассмотрим специфику традиционного линейного судоходства.

  • Доминирование сухогрузов, рассчитанных на ISO-контейнеры. Металлические боксы стандартного размера со специальными замками по краям, позволяющими зафиксировать груз на палубе, оказались наиболее эргономичным решением. Особенно эффективны они из-за потенциала мультимодальности: контейнер легко перемещается с палубы корабля на ж/д или автомобильную платформу для дальнейшей перевозки. Популярность данного формата привела к росту спроса на танк-контейнеры, цистерны особого формата, встроенные в стандартный ISO-каркас.
  • Достаточно длительные сроки перевозки: рейсы могут занимать по несколько недель. В частности, популярные маршруты, связывающие ключевые российские порты с портами Китая, занимают по 3-6 недель. Поэтому необходимо учитывать эту особенность при подготовке товаров: если речь о скоропортящихся продуктах, они должны проходить специфическую обработку. Также могут использоваться рефрижераторные контейнеры для поддержания заданной температуры.
  • Высокая вместительность. Уровень раскрытия палубы у современного грузового корабля достигает 85%, что позволяет максимально эффективно использовать грузоподъемный потенциал судна. Поэтому грузовой рейс может доставлять большие объемы товаров.
  • Особые подходы к построению схем логистики с учетом требований морского транспорта. К примеру, если необходимо организовать мультимодальную перевозку из Китая морем до Москвы, порт, в который прибывает корабль, может выбираться, исходя из технических ограничений судна, особенностей маршрута и прочих факторов. Сухопутная логистика всегда подстраивается под потребности судоходства.  
  • Широкое применение сборных грузов. Так как далеко не всегда отправителю нужен весь объем контейнера, целесообразно разделить пространство юнита между несколькими отправителями. За счет такого разделения перевозки и становятся настолько выгодными.
  • Преобладание международного права. Так как большую часть времени корабли находятся в международных водах, к ним применяются нормы международных соглашений, регулирующих торговлю и судоходство. Поэтому важно, чтобы грузоперевозка проходила при безупречной подготовке документов.

Грузоперевозки морем являются самым эффективным способом перемещения крупных партий товаров на большие расстояния, как по срокам, так и по экономической оправданности. Поэтому мы и наблюдаем непрерывную тенденцию роста размеров сухогрузов: от панамского класса с его вместительностью до 7000 юнитов до пост-трипл-Е, на который умещается свыше 21 тыс. контейнеров.

Типичные риски для морских перевозок

Несмотря на эффективность и экономическую оправданность данного типа перевозок, транспортировка грузов морем сопряжена с рядом рисков:

  • Потеря юнита из-за шторма. По статистике около 0,1% юнитов не достигают пунктов назначения, то есть в океан падает примерно 1 контейнер из 1000. Так как суда постоянно попадают в шторма, предотвратить подобный форс-мажор невозможно, а потому всегда важно тщательно оформлять страховку на весь груз.
  • Арест судна в одном из портов следования. Такие ситуации возникают повсеместно из-за неправильно оформленных документов, сомнительных команд на борту судов (без надлежащих документов), отсутствия сопроводительной документации на груз. Поэтому доверять морскую перевозку можно только крупным проверенным операторам, которые гарантируют соблюдение международных и местных норм.
  • Задержки, связанные с таможенным оформлением. Таможенные терминалы, обслуживающие грузовые порты, не радуют ни оперативностью, ни дружелюбностью. Поэтому в некоторых случаях оформление морского груза может занять по времени почти как весь рейс. Особенно если в документах имеются несоответствия.

Поэтому, чтобы сделать транспортировку морем безопасной, важно уделять особое внимание страхованию, выбору надежного перевозчика и грамотному таможенному оформлению с привлечением опытного брокера.