Особенности перевозок сжиженных газов

Транспортировка сжиженного газа – распространенная задача, так как в данном агрегатном состоянии вещество занимает в 650 раз меньше объема, а потому с помощью относительно небольшого количества цистерн можно переместить значительный объем газа. Чаще всего в сжиженном виде транспортируют газ углеводородного происхождения, однако применяется технология и для других веществ: азота, кислорода и др. Для перемещения каждого типа газа, а также для каждого вида применяемого транспорта существует своя специфика.

Общие особенности транспортировки сжиженных газов

Основные особенности, которые необходимо учитывать при организации транспортировки данного типа груза:

  • Правильная маркировка груза. Большинство сжиженных газов попадают под классификацию опасных грузов ДОПОГ, а потому транспортные средства должны быть снабжены оранжевыми табличками с соответствующими кодами и пиктограммами с изображением опасности. В большинстве случаев груз имеет статус огнеопасного, а также может иметь дополнительные факторы риска: «токсично», «ирритант» и т.п.
  • Правильный подбор тары. Для перемещения газа в сжиженном состоянии используют специальные цистерны, способные поддерживать давление, исключающее переход вещества из жидкого в газообразное состояние.
  • Мониторинг параметров. Цистерны должны быть оборудованы специальными измерительными приборами, которые контролируют состояние газа внутри тары, и сигнализируют при наличии опасного изменения параметров (например, повышение температуры или рост давления).
  • Наличие аварийных систем. В зависимости от типа перевозимого вещества используются различные аварийные системы, вроде клапанов для сброса избыточного давления и т.п.
  • Применение специализированных агрегатов для погрузки и разгрузки. Технические узлы, с помощью которых происходит наполнение цистерны, должны соответствовать установленным стандартам.

Специфика для различных видов транспорта

Данный вид грузов может перемещаться с помощью автомобильного, железнодорожного и водного транспорта. Основные особенности каждого из них:

  • Автоцистерны чаще всего применяются для доставки сжиженного газа на автозаправки и в прочие места его потребления. Отличаются относительно небольшим объемом и наличием специализированных элементов конструкции, предназначенных для обеспечения безопасности. Применяется специальная маркировка: как на самой цистерне (по бокам и сзади), так и на кабине автомобиля.
  • Железнодорожные цистерны – самый распространенный способ перемещения сжиженного газа по России. Позволяют транспортировать большой объем продукции, поэтому решение широко применяется в нефтяной и химической промышленности. Существуют специфические ограничения по применению железнодорожных цистерн: к примеру, запрещено спускать состав с горки, а также категорически запрещено использовать транзитные цистерны для хранения продукции.
  • Для перевозки морем могут применяться специализированные суда, оборудованные крупными емкостями для сжиженного газа (порядка 250 тыс. кубометров одна емкость) либо обыкновенные сухогрузы, заполненные танк-контейнерами. Для судов, перевозящих сжиженные газы, применяются повышенные нормы пожарной безопасности. В частности, обязательным является наличие системы автоматического пожаротушения с компрессорной установкой.

Танк-контейнер – универсальное решение для сжиженных газов

Альтернативой традиционным методам перевозки сжиженных газов является использование танк-контейнеров. Существуют контейнеры Т50 – Т75, предназначенные для транспортировки рабочих сред высокого давления. Танк-контейнер фактически представляет собой цистерну, встроенную в каркас, имеющий габариты стандартного ISO-контейнера. За счет такой конструкции обеспечивается ряд преимуществ:

  • Универсальность. Один контейнер может перемещаться с железнодорожной платформы на платформу тягача или палубу сухогруза. В результате технология транспортировки сжиженного газа существенно упрощается.
  • Компактность. Цистерны можно штабелировать, что дает ощутимые преимущества в плане занимаемого грузом пространства.
  • Надежность и безопасность. Конструкция танк-контейнеров для сжиженных газов предполагает наличие термоизоляции, датчиков для контроля состояния газа, а также надежных технических узлов для погрузки и разгрузки.

С точки зрения оформления танк-контейнеры также весьма удобны: все необходимые элементы маркировки, необходимые для обозначения опасности груза, размещаются на самом контейнере, поэтому при перемещении с одного транспорта на другой вся необходимая маркировка остается в наличии.

Поэтому современная логистика всё чаще отдает предпочтение именно танк-контейнерам для перевозки сжиженных газов.



Танк-контейнер для сжиженных газов